Любой бизнес (особенно малый) нуждается в надежных источниках кредитования. В основном в этом качестве выступают банки. Но финансовая система не стоит на месте и постоянно развивается. Поэтому в последнее время все чаще стали появляться источники альтернативного кредитования. Каждый из них имеет как свои достоинства, так и недостатки.
В качестве источника таких займов выступают микрофинансовые организации (МФО). Они ориентированы на работу не только с представителями бизнеса, но и с обычными гражданами. Поэтому такие организации за последние 20 лет стали неотъемлемой частью российского финансового рынка.
Главными особенностями МФО являются:
Микрофинансовые организации ориентированы на выдачу небольших по размеру займов. Единственным недостатком сотрудничества с МФО являются повышенные проценты. Соответственно, в интересах заемщика вернуть долг в полном объеме как можно раньше.
Направление известно также как краудлендинг. Суть его состоит в том, что предпринимателей и руководителей фирм кредитуют физические лица. При этом займы предоставляются без прямого участия банков, что позволяет получать их на выгодных для обеих сторон условиях.
Между собой предприниматели и физические лица (так называемые «донаторы») взаимодействуют посредством онлайн-платформ. На таких площадках представители фирмы выкладывают подробную информацию о проекте, который они планируют развивать. Донаторы ознакомляются с ним, после чего принимают для себя решение, стоит ли вкладываться в это дело или нет.
Если «народного» инвестора заинтересовало предложение, он тщательно проверяет потенциального заемщика (с помощью своих баз данных), а потом связывается с ним напрямую. При этом все условия кредитования обсуждаются вне банка.
Способы похожи друг на друга. Здесь, также, как и в предыдущем варианте, бизнесмен выкладывает на биржу информацию о своем проекте, стараясь заинтересовать потенциальных инвесторов. Но если при краудфандинге все начисления ему поступают в виде добровольных пожертвований, то при краудинвестинге «дарители» рассчитывают в дальнейшем получить часть доходов от бизнес-идеи.
Да, они существуют. Например, предприниматель может заняться выпуском коммерческих или биржевых облигаций. Их продажа будет способствовать развитию компании и привлечению к ней новых инвесторов, которые будут заинтересованы в развитии фирмы для повышения ценности купленных бумаг.
Этот способ не относится к альтернативным источникам кредитования. Однако им часто пользуются представители малого бизнеса. Суть этого предложения в том, что для постоянных клиентов, банки готовы выдавать кредиты по более выгодным условиям. Например, человеку даже можно не посещать офис финансовой организации (заявка оформляется в режиме онлайн). При этом банк выдает клиенту определенную сумму, которую можно использовать, например, для срочной закупки товара к сезону.
Какой способ кредитования выбрать – каждый бизнесмен решает сам. Здесь многое зависит от специфики его предприятия. Сотрудничество с банком – это традиционный способ получения денежных средств. Но он постепенно начинает себя изживать.
Поэтому все больше предпринимателей для развития своего бизнеса прибегают к альтернативным источникам кредитования, таким как частные инвестиции, различные гранты и пр. Ведь это для них намного выгоднее, чем стандартный заем в банке.